В целях профилактики и выявления религиозного и национального экстремизма, а также воспитания толерантности среди подрастающего поколения в Чеченской Республике, 29 марта организационно – методическим отделом ГБУ «РДБ им. С.В. Михалкова» было проведено анонимное анкетирование по проблеме экстремистских проявлений в подростковой среде среди учащихся 6-11 классов.
Проблема профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде актуальна в наше время. Экстремистская деятельность - деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций по планированию, организации и совершению противоправных действий. Особенно остро на проявления экстремисткой деятельности реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости.
Цель исследования:
Изучение потенциала, причин, форм и специфики экстремистских проявлений среди учащихся в образовательных учреждениях г. Грозный.
Задачи исследования:
В анонимном анкетировании приняли участие 25 респондентов, из них:
6кл – 1 (4%);
7кл– 2 (8%);
8кл – 15 (60%);
9кл – 3 (12%);
10кл – 2 (8%);
11кл – 2 (8%).
Анализ результатов анкетирования показывает:
- Знаю – 19 (76%);
- Скорее знаю – 4 (16%);
- Скорее не знаю – 0 (0%);
- Не знаю – 0 (0%);
- Затрудняюсь ответить – 2 (8%).
Полученная информация позволяет сделать вывод об актуальности и, как следствие, информированности школьников по данному направлению.
- сталкиваюсь достаточно часто – 7 (28 %);
- сталкивался несколько раз – 1 (4%);
- сталкивался однажды - 4 (16%);
- не приходилось сталкиваться – 12 (48%);
- Затрудняюсь ответить – 1 (4%).
Это свидетельствуют о том, что 7 учащихся (28%) сталкивались с проявлениями экстремизма в повседневной жизни. Данные показатели позволяют говорить о необходимости усиления в школьной среде норм толерантного поведения.
- Да – 19 (76%);
- Нет – 4 (8%);
- Затрудняюсь ответить – 2 (4%).
- Высокая – 2 (4%);
- Средняя – 11 (44%);
- Низкая – 12 (48%);
- Затрудняюсь ответить – 0 (0%).
- Да, чувствую – 9 (36%);
- Скорее да, чем нет – 10 (40%);
- Скорее нет, чем да – 3 (12%);
- Нет – 1 (4%);
- Затрудняюсь ответить – 3 (12%).
- Человек с больной психикой – 23 (92%);
- Человек, который таким образом зарабатывает деньги – 4 (16%);
- Человек, обманутый пропагандой экстремизма – 16 (64%);
- Религиозный фанатик – 15 (60%);
- Борец за идею (взгляды, независимость и т.п.) – 3 (12%);
- Борец за власть – 2 (8%);
- Человек, который мстит за гибель близких и неблагополучие своего народа – 5 (20%);
- Другое – 2 (8%);
- Затрудняюсь ответить – 0 (0%).
21 выделили 2 и более варианта.
- Совершенно уверен – 7 (28%);
- Скорее уверен – 12 (48%);
- Скорее не уверен – 1 (4%);
- Совершенно не уверен – 0 (0%);
- Затрудняюсь ответить – 5 (20%).
- Сталкиваюсь достаточно часто – 2 (8%);
- Сталкивался(ась) несколько раз – 6 (24%);
- Сталкивался(ась) однажды – 6 (24%);
- Не приходилось сталкиваться – 8 (32%);
- Затрудняюсь ответить – 3 (12%).
- Да, должны – 18 (72%);
- Нет, не должны – 4 (16%);
- Затрудняюсь ответить – 3 (12%).
- Да – 10 (40%);
- Нет – 15 (60%);
- Затрудняюсь ответить – 0 (0%).
- Испытываю – 0 (0%);
- Скорее испытываю – 3 (12%);
- Скорее не испытываю – 4 (16%);
- Не испытываю – 18 (72%);
- Затрудняюсь ответить – 0 (0%).
Отношение школьников к людям другой национальности представлено положительно: 18 (72%) участников не испытывают раздражения или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности.
проявления экстремизма?» школьники ответили таким образом:
- Да – 14 (56%);
- Нет – 6 (24%);
- Затрудняюсь ответить – 5 (20%).
Из опрошенных 14 (56%) школьников знают, куда необходимо обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма, при этом 6 (24%) респондентов не владеют данной информацией.
- От населения в целом – 12 (48%);
- От правоохранительных органов – 4 (16%);
- От местных (муниципальных) властей – 3 (12%);
- От региональных (областных) властей – 0 (0%);
- От федеральных властей – 5 (20%);
- От меня самого – 0 (0%).
Данные цифровые показатели позволяют подчеркнуть необходимость объединения усилий всех участников образовательных отношений для решения проблем молодежного экстремизма. Представленная аналитика свидетельствует, несмотря на в целом положительные ответы опрошенных, о необходимости актуализации внимания школьников со стороны различных институтов образования и воспитания, объединения усилий всех структур для повышения эффективности профилактики экстремизма.